Сказкотерапия — метод современной психотерапии — а на самом деле просто «сказка» — безусловно самый древний вариант психологической поддержки словом самых маленьких и незащищенных человечков… Древние люди и люди, которые жили давно-давно и умели говорить, придумывали сказки и рассказывали их друг другу, сочиняя затейливые истории для людей разного возраста, воспитывали на сказках и рассказах детей, передавая накопленный опыт и знания поколений.
Лечение сказкой — особое действие.
Многочисленные истории и занятные моменты жизни членов общества часто были направлены на то, чтобы предупредить ситуацию и показать, что может случиться с человеком в той или иной ситуации и как себя вести, чтобы все закончилось хорошо. Сказки поучали, развивали и отвлекали от часто унылой повседневности и тяжкого труда людей, делали жизнь интереснее и давали надежду на светлое, более радостное будущее или благополучный конец истории. Именно на этой многовековой народной мудрости до сих пор базируется Сказкотерапия, как метод психологической поддержки.
Сказкотерапия – нынче преподносится как «способ оказания мягкой психологической помощи», аккуратно, в иносказательной форме позволяя психологу указать человеку, что он живет не так, что следует поступать по-другому, и жизнь человека станет лучше, если он исправит те или иные свои ошибки…
Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек …» и далее: «Добрым молодцам урок…» Ключевое слово — «намек» — полученную информацию надо правильно понять и правильно использовать в ситуации, о которой идет речь.
Согласитесь, что в каждом человеке есть своя уникальная сущность, своя сказка, которая отражает его удивительный, неповторимый внутренний мир, создающий узор его судьбы, своеобразный узор, с шифром индивидуальной жизненной программой человека. В формировании такого узора участвуют и сюжеты древних сказок, былин или рассказов бабушек и прабабушек… Они дают человеку знания о том, какие испытания бывают и какие могут ему в жизни попасться на пути, как не попасть в ловушки, расставляемые недобрыми людьми, и с каким опытом он может идти по жизни, не боясь трудностей и опасностей. Когда человек приходит за помощью к близким или психологу — обычно в драматической, даже трагической ситуации. Характерная уникальность ситуации каждого человека заключается, обычно, в декорациях, в подробностях события, времени и месте, но механизмы как возникновения, так и развития проблемы, чаще всего одни и те же. Опытному специалисту нетрудно определить в рамки какого древнего сюжета угодил человек, и как теперь из его ситуации выбраться с минимальными потерями для души и тела. В старых старых сказках на самом деле зашифровано много ценной информации для любого человека, его адаптации к любому повороту событий, его самореализации, его духовного развития. В сказкотерапии присутствует множество необычных образов, мимолетной красоты, но в ней достаточно и рационализма, математической логики и канвы стройного изложения. Люди, которые называют себя «Сказкотерапевты» часто считают, что сказка – это зашифрованное послание к душе человека, к тому бессознательному, что есть в каждом живом организме и что пока не изведано, но работает, если к нему обращается за помощью сам человек или тот, кто ему помогает.
И для взрослых и для детей
Сказки любят все и помогают они людям любого возраста. Сейчас созданы и отработаны методики для работы не только со взрослыми и пожилыми людьми, но и с подростками, и с малышами. Присутствие сказки в жизни детей совершенно естественно, поскольку это самый простой и органичный способ обучения системе нравственных ценностей и самый краткий путь для получения знаний, и овладения основными навыками поведения в различных ситуациях. В сказках есть то, что называется моралью или духовным содержанием. Через сказку у ребенка формируется нравственный иммунитет, развиваются эмоции, такие качества как сочувствие, сопереживание, желание помочь слабому и победить зло. Интересно, что еще не так давно считалось, что для успеха в жизни необходим высокий IQ – интеллектуальный коэффициент, а нынче доказано, что важнее EQ – эмоциональный коэффициент. В ходе исследований, которые провели американские ученые, стало известно, что интеллектуальный уровень обеспечивает жизненный успех человека и его карьерный рост, успех в бизнесе на 20%, а культура выражения чувств и эмоций, на 80%, ведь именно они определяют качество взаимоотношений между людьми и в общем варианте, успешность самой жизни человека.
Когда надо начинать говорить с ребенком и как начинать рассказывать сказки?
Как выяснилось: начинать рассказывать сказки ребенку надо еще когда он «эмбрион». И это будут особые сказки, очень и очень красивые… А вот с возрастом следует научиться правильно сказки подбирать: например, не стоит ребенку около трех лет рассказывать волшебные истории – лучше рассказать сказки о животных, или сказки, которые могут подготовить малыша к различным жизненным ситуациям. И обязательно все надо обсуждать, и задача родителей — научиться проводить такое обсуждение интересно. Чем больше сказок ребенок узнает, тем будет лучше сформирован запас его жизненной прочности на бессознательном уровне, и он фактически овладеет своеобразным «банком данных» жизненных ситуаций и будет активно им пользоваться.
Мост
Сказка несет в себе общечеловеческие ценности: добро, любовь, благорасположение, терпимость, справедливость, милосердие, уважение…Один из основных принципов «сказкотерапии» — принцип налаживания постоянного «моста» между миром яви (реальным, материальным) и миром нави (тонким, сказочным). Из мира яви люди переходят в мир сказки, чтобы понять тайный механизм возникновения, развития возникшей ситуации, а лишь затем обязательно возвращаются обратно и отвечают себе на вопрос – а что это есть и как с этим быть — и вот тут знания , полученные ранее через сказку, помогают реально нам в конкретной жизненной ситуации.
Например, известный женский сюжет: базовый вариант «Падчерица и мачеха». В наше время он трансформирован в ситуацию, когда в жизни женщины существует человек («мачеха»), создающий ей множество неудобств, относящийся к ней, как к «падчерице». Это может быть как начальник, так и родная мать, и муж, и любовник. Главная «ловушка» такого сюжета, что приведет к нарушению психологического равновесия и испортит жизнь, это желание противостоять «мачехе», регулярно ссориться с ней… Тот, кто сможет обойти эту ловушку, должен понять, что «мачеха» — это своеобразный социальный тренер, который не только сформирует навыки выживания в сложном мире, но и воспитает трудолюбие, даже мастерство. В таком случае, «Падчерица» уже не жертва, она – просто ученица. И когда она получит необходимый объем «уроков жизни», сюжет оказывается исчерпанным, наступает развязка истории… Основное — грамотно расставить акценты, чтобы избежать никому не нужной борьбы и затягивания неминуемой «развязки».
Второй, и очень распространенный для русской женщины сюжет — «Героиня – спасательница». Встречается во многих таких сказках, где женщина спасает заколдованного героя («Финист-Ясный Сокол», «Снежная Королева») и спасает его для любви и будущей безоблачной жизни. Там по сюжету герой слаб, и она взваливает его на себя, и везет, и везет, и везет… Но, учтите, это просто ловушка сюжета: в сказках героиня никого не спасает, а просто проходит свой собственный путь, и получает свой собственный опыт, необходимый для нее самой. Да, ее , конечно, ведет такое чувство, как «любовь», но она по сюжету ни на минуту не забывает про себя, любимую, и в пути не только приобретает новых друзей, но и получает новые впечатления, невзирая ни на что и семь железных посохов снашивает, и семь железных сапог стаптывает, и красоту свою неутомимую сохраняет. Так и в жизни:в процессе спасения мужа и/ или ребенка женщина часто совсем забывает о себе, и потом ей становится очень горько, и очень обидно оттого, что никто этого не ценит, а она уже постарела и поизносилась и абсолютно никому не интересна стала, т.к. сил на свою жизнь уже не осталось…. Выбираться женщине из такой ловушки следует только с пониманием, что следует жить своей собственной жизнью, и это бывает самым сложным — научить ее так жить, т.к. она уже не умеет этого делать и не готова к тому, чтобы самой себя ценить и уважать, видеть в себе человека достойного и счастливого.
Следующий вариант тоже известен всем: «Красавица и хищник» (Красная Шапочка», «Синяя Борода»и т.д.). В таких сказках мужчина (или животное, или оборотень) очень хочет причинить героине какое-либо зло, и ее все предупреждают, что он опасен, но она, конечно, не верит, и ей приходится , постепенно продвигаясь по сюжету, его старательно побеждать (в жизни — выгонять, уходить и т.д.). Знакомо?
Еще вариантик: «Женское коварство» — ситуации «между двух огней» – например, мамой и/или мужем,и/ или подругами-завистницами и мужем. И как разобраться где — правда, а где — ложь.
Вот знакомый сюжетик: «Спящая красавица» — юная девушка, которая ждет своего принца… Ее задача – ждать и верить, как у Ассоль, но одна из ловушек данного сюжета — активный поиск. Представляете спящую красавицу, которая встает из хрустального гроба и периодически ищет того, кто ее поцелует… Здесь предполагается некоторая лукавость ситуации: внешнюю пассивность и внутреннюю активность – женщина ждет, но занимается собой.
А вот «Разборчивая невеста» – ситуация, в которой героиня выбирает из множества поклонников, и боится сделать ошибку в выборе, начинает придумывать испытания для героя.
Сюжет «Отшельница» – для самодостаточной женщины, для которой крайне важно одиночество, установленный ими домашний уклад. Но они не всегда понимают, чем и как это одиночество ценно именно для них. Им то хочется, чтобы у них было «как у всех»: и муж, и дети, и житейские события.Таким героиням важно понять свою ценность и принять собственный ритм, уникальный древний сюжет, который воплотился активно в их личной жизни. Тогда и приходит тот партнер, который способен не только и понять, и принять, и оценить их по достоинству, но и помочь по жизни…
Согласитесь, в каждом человеке есть своя судьба, своя загадка и своя сказка… Человеку свойственно жить будущим, придумками и мечтами, замками из песка, или на песке…С одной стороны, это психотерапия, а с другой, известно, что мечтать опасно – мечтам свойственно сбываться. Как сделать так, чтобы следом за сказкой не получалось разочарование? Когда говорят о том, что в основе мечты лежит мысль, а она материальна – это не красивые слова, а — реальность, поэтому так важна для любого человека (и большого, и маленького) дисциплина воображения, так важны добрые метафоры, разные красивые образы, фантазии… и мечты тогда станут красивыми, и конструктивными, а жизнь каждого человека станет радостной, без больших разочарований и болезненных неприятностей и недоразумений… Сегодня много разных сказок – только успевай выбирать: это и сериалы, и женские романы, и детективы, и любовные романы… Но — стоит помнить, что для всех и каждого полезна только красивая, добрая и хорошая сказка, написанная понятным грамотным языком, приятным слуху и с красивыми картинками…Желаем вам счастливых историй и в умах и в жизни!